Капер Карстен Роде — первый русский пират

>

kaper_karsten_rode_pervyj_russkij_piratКакие ассоциации у нас обычно возникают при упоминании слова «пират»? Грозного вида одноногий капитан с повязкой на глазу и неизменным попугаем на плече, белый череп с костями на фоне черного флага, необитаемый остров, сундуки с сокровищами и другие стереотипы классических книг и фильмов. Все эти атрибуты в нашем понимании относятся к зарубежной истории, совершенно не касаясь русской. И тем не менее, Россия неоднократно пользовалась услугами пиратов. Оказывается, поощрение государством морских налетов и захватов судов началось еще со времен Ивана Грозного.

Первый русский пират

В «золотой век» пиратства помимо вольных пиратов существовали каперы, пиратствовавшие с официального разрешения и одобрения властей. На Руси первые из таких пиратов появились после Ливонской войны, в период правления Ивана Грозного. В те времена практически все государства использовали пиратов для охраны своих прибрежных вод и нападений на чужие порты.

В 1558 году русским отошел такой крупный морской порт, как Нарва. Россия начала большую торговлю, но торговые пути стали опасны, поскольку каперы соседних территорий не упускали своих шансов поживиться на захвате судов. В ответ на это царь Иван Грозный был вынужден создать каперскую флотилию, чтобы следить за морскими владениями. Возглавил первый российский пиратский флот датчанин Карстен Роде, опытный пират, топивший до этого шведские суда. Роде получил царскую охранную грамоту, звание морского атамана и приказ истреблять вражеские суда, укрываясь после этого в русских портах. Пират обязался отдавать в казну каждый третий из захваченных кораблей.

Немалый пиратский опыт позволил Карстену Роде увеличить свой флот до шестнадцати судов и занять главенствующую позицию в Финском заливе. Однако, он не стал честно выполнять обязательства и присваивал большую часть добычи, продавая награбленное в зарубежных торговых портах. Экипажу доля от добычи капитана не полагалась вовсе, команде выплачивалось жалованье в размере шести талеров в месяц.

Закат деятельности балтийского капера

Конец 1570 года ознаменовался началом мирных переговоров между Швецией и Данией. Буйствующий в водах Балтики и не приносящий выгоды ни шведам, ни русским Карстен Роде стал большой проблемой: пиратская деятельность его немалой эскадры существенно подорвала торговлю в Балтийском море и лишило Данию морских торговых пошлин. Датские власти решили избавиться от опасного капитана, арестовав его прямо в таверне. Балтийского пирата заключили в персональную богато обставленную комнату одного из датских замков без права общения с внешним миром. Все имущество его было конфисковано, а команда распущена. Существует письменное доказательство предложения Ивана Грозного о переводе заключенного Роде в Россию, но этого так и не случилось. А вот каких-либо документальных подтверждений дальнейшей судьбы первого русского пирата до наших времен не сохранилось, также осталась полной загадкой и причина его смерти.