Жан Бар

>

Жан Бар — один из самых знаменитых французских корсаров эпохи Людовика XIV. Жан Бар родился в Дюнкерке 21 октября 1650 года в семье бывалого моряка Корниля Бара и Катерины Янссен и с двенадцати лет начал плавать на каботажных судах в Северном море и Ла-Манше (в качестве юнги, матроса, а затем помощника капитана). Долгое время он служил в голландском флоте под командованием адмирала Михеля Адриана де Рюйтера, но когда Франция вступила в войну с Голландией (1672 г.), он из патриотических соображений вернулся в Дюнкерк, стал корсаром и начал охотиться за торговыми судами противника.

С 1674 по 1678 год Бар захватил 74 судна. На двухпушечном «Руа Давиде» с командой в 36 человек он в 1674 году захватил шесть вражеских судов, в том числе испанский 18-пушечный фрегат с экипажем в 65 человек; на 10-пушечном «Руаяле» в 1674–1675 годах Бар захватил 26 судов, в том числе голландский 12-пушечный фрегат «Эсперанс» и 18-пушечный корабль «Бержер»; на 18-пушечном «Пальме» в 1676 и 1677 годах он овладел 33 судами, в том числе 24-пушечным голландским фрегатом «Сванембург» и 36-пушечным кораблем «Нептун»; на 14-пушечном «Дофине» в 1676, 1677 и 1678 годах Бар захватил семь призов, в том числе 32-пушечный голландский фрегат «Сеедер» и три судна, принадлежавших корсарам из Остенде; на «Марсе» в 1678 году им было взято два приза.

В 1676 году капитан Жан Бар попал в поле зрения Людовика XIV и его всесильного министра Ж.-Б. Кольбера. 18 сентября того же года Кольбер писал интенданту королевского флота в Дюнкерке г-ну Юберу:

«Его Величество был очень обрадован известием, что корсарский корабль из Дюнкерка под командованием Жана Бара захватил голландское военное 32-пушечное судно. Признавая чрезвычайно важным поощрение этих капитанов продолжать войну, которую они ведут против Голландии, вы, г-н Юбер, найдите прилагаемую к письму золотую цепочку, которую Его Величество пожелал подарить капитану Жану Бару в награду за его подвиг».

8 января 1679 года король произвел Бара в капитан-лейтенанты королевского флота. Когда война с Голландией завершилась и был подписан Нимвегенский мир, Жан Бар на некоторое время оказался не у дел. В 1686 году он предпринял смелый набег на марокканский портовый город Сале — главное убежище мавританских корсаров в Северо-Западной Африке. Из этого рейда он привез 550 пленников и сына местного правителя. За этот подвиг его произвели в «капитаны фрегата» королевского флота.

Между тем назревал крупный военный конфликт между Францией и коалицией европейских держав, объединившихся в 1686 году в Аугсбургскую лигу (Испания, Голландия, Швеция и др.). Позже к коалиции присоединилась Великобритания. В 1688 году Жан Бар получил приказ возглавить эскадру фрегатов для действий на голландских и английских морских коммуникациях. В апреле 1689 года, командуя 24-пушечным фрегатом «Серпан», он был атакован голландским военным кораблем. Французские канониры старались, как могли, отвечая на залпы нападающих, но весь экипаж считал дело проигранным — в трюмах фрегата лежали бочки с порохом, который Бар должен был доставить из Кале в Брест. Взрыв мог последовать в любой момент. Взгляд капитана упал на юнгу, в испуге присевшего за мачтой. «Пусть он встанет,— приказал Бар.— Привяжите его к мачте. Кто не умеет смотреть смерти в глаза, тот не заслуживает жизни». Двенадцатилетним юнгой был его сын Франсуа-Корниль Бар.

В мае того же года Жан Бар, командовавший 28-пушечным фрегатом «Ле Же», и его компаньон Клод де Форбэн, командовавший 16-пушечным фрегатом «Ла Райез», охраняли торговый караван из 20 судов на маршруте Гавр — Брест. 22 мая на траверзе острова Уайт им повстречались два мощных английских фрегата. На военном совете Бар решил с «Ле Же» и «Ла Райез» атаковать 48-пушечный фрегат «Нансач», а три вооруженных купеческих судна бросить на второй английский фрегат, на борту которого насчитывалось 44 пушки. Когда началось сражение, «купцы», поймав ветер, неожиданно ушли с поля боя, и высвободившийся второй английский фрегат поспешил на помощь «Нансачу». Неравный бой длился около трех часов, и к моменту сдачи на французских судах не было ни мачт, ни пороха. Бар был легко ранен в голову, Форбэн получил семь ранений. Пленных корсаров англичане доставили в Плимут и поместили в небольшой гостинице, превращенной в тюрьму. Через двенадцать дней, подкупив охрану, французы совершили дерзкий побег. На украденной лодке они за двое суток пересекли Ла-Манш и благополучно достигли берегов Франции.

В период Орлеанской войны (1688-1697) слава Жана Бара разнеслась по всей Европе, он стал национальным героем Франции. Английские и голландские эскадры ежегодно блокировали Дюнкерк, чтобы не выпустить Бара в открытое море, но все было тщетно. В 1689 году на «Серпане» он взял два испанских корабля, один голландский 14-пушечный капер и три голландских китобоя. В 1690 году, командуя 36-пушечным «Альсьоном», он уничтожил голландский рыболовный флот, захватил два корабля с датскими солдатами и 10 торговых судов из Гамбурга. В 1691 году, воспользовавшись штормом, Бар и Форбэн с несколькими кораблями прорвались сквозь строй англо-голландской эскадры контр-адмирала Джона Бенбоу, блокировавшей Дюнкерк, и через неделю захватили 4 английских судна, направлявшихся в Россию (в порт Архангельск). Затем корсары сожгли голландский сельдяной флот (86 судов) и шесть китобоев.

В 1692 году, появившись у английского побережья, Бар высадил десант у Ньюкасла, разорил окрестности, сжег замок Уодрингтон и 200 домов, вновь прорвал блокаду у Дюнкерка и вернулся в родную гавань с призами на 1 млн. 500 тыс. ливров. В конце того же года он на «Графе», сопровождаемый «Геркулесом» и «Тигром», разгромил голландский торговый флот в составе 16 судов и захватил военный корабль. Король оказал Бару честь, приняв его в своем дворце в Версале.

В 1693 году, командуя «Глорией», он отличился при захвате французским флотом под командованием графа де Турвиля каравана торговых судов из Смирны. Тогда Бар настиг у входа на рейд португальского порта Фару шесть голландских судов, груженных шелком, загнал их на мель и сжег. Затем, сопровождаемый пятью судами, он вернулся в Ла-Манш и перехватил англо-голландский хлебный караван.

Очередные победы были одержаны Баром в 1694 году. Король поручил ему привести из Норвегии в голодающую Францию огромный хлебный караван (более 100 судов). Обманув бдительность блокирующей английской эскадры, Бар вышел в открытое море. Его флотилия состояла из 6 кораблей, имевших на борту 312 пушек; флагманом был «Мавр». Не дойдя до Норвегии, корсары обнаружили, что торговый караван с хлебом уже перехвачен голландской эскадрой из восьми кораблей (387 пушек) под командованием контр-адмирала Гидда де Вриеса. Недалеко от Текселя Бар решил атаковать неприятеля. Обменявшись с противником орудийными залпами, «Мавр» сцепился с флагманом голландцев. В разгар абордажного боя Бар тремя сабельными ударами поверг де Вриеса на палубу, и через полчаса голландский флагман сдался. Были захвачены и два других корабля; пять оставшихся обратились в бегство. Заодно Бар захватил несколько английских фрегатов и 30 торговых судов с провизией и боеприпасами. Призы были доставлены в Дюнкерк, а 80 судов, груженных зерном, продолжили свой путь в Кале, Дьепп и Гавр. Двор узнал об этом подвиге во время церемонии утреннего туалета Людовика XIV в понедельник 5 июля 1694 г. По повелению короля Жану Бару были пожалованы дворянский титул, орден св. Людовика и право иметь золотую лилию в своем гербе. На памятной медали, отчеканенной в честь упомянутой победы, стоит надпись: «Франция обеспечена хлебом благодаря заботам короля после разгрома голландской эскадры».

В августе 1695 году Жан Бар и граф де Реленг оказали героическое сопротивление англичанам, которые подвергли бомбардировке Дюнкерк. В память об этом событии была также выпущена медаль. Летом 1696 года шевалье Бар во главе эскадры из семи фрегатов, одного брандера и трех корсарских судов снова прорвал англо-голландскую блокаду Дюнкерка и 18 июня встретил у Доггер-Банки голландскую торговую флотилию с хлебом, конвоируемую пятью военными кораблями. В результате боя ему удалось захватить 45 торговых судов стоимостью 20 млн. ливров (по другой версии, было захвачено и сожжено 30 торговых судов и три военных корабля).

В начале сентября 1697 года Бар с 7 кораблями выскользнул из блокированного противником Дюнкерка, чтобы выполнить чрезвычайно ответственную миссию — доставить в Данциг (совр. Гданьск) претендента на польскую корону принца де Конти. Миновав Остенде, французы неожиданно натолкнулись на флотилию из 11 английских судов. Когда опасность миновала, принц осведомился у Бара, что бы он предпринял, если бы неприятель настиг их и попытался захватить. «Неужели Вы думаете, что я сдался бы? — проворчал Жан Бар.— Я был готов ко всему и приказал моему сыну стоять с факелом у крюйт-камеры и взорвать корабль по моему сигналу». Принц побледнел и заметил: «Лекарство страшнее самой болезни. Я запрещаю вам употреблять его, пока я на вашем корабле».

Рейс в Данциг оказался последним заметным событием в морской биографии Жана Бара. После подписания Рисвикского мира (1697) корсарские поручения были отменены, и Бар осел на берегу. В 1701 году, когда началась война за Испанское наследство, Бар возглавил Дюнкеркскую эскадру. Ранней весной 1702 года, занимаясь снаряжением кораблей, он простудился и 20 (27) апреля скончался от воспаления легких.

Жан Бар был дважды женат и имел 13 детей, из которых лишь шестеро смогли пережить своего отца. Самым известным среди его сыновей был Франсуа-Корниль Бар, ставший вице-адмиралом французского флота. Бронзовый памятник Жану Бару был установлен в его родном Дюнкерке в 1845 году.